«Понимающая социология» М. Вебера и идеальные типы социального действия

48fc6d03

Хотя Макса Вебера нельзя назвать «отцом социологии», тем не менее, он один из основоположников ее как науки, и обосновывал этот предмет философски. Поскольку социология имеет дело с обобщением, генерализацией фактов, а также действий, производимых людьми, то для этого необходимы определенные модели и типы, по которым классифицируются эти обобщения. Так получаются идеальные типы, то есть обобщения, выделяющие некоторые признаки, свойственные членам группы, в качестве характерных черт этой группы. Однако «понимающая социология» М. Вебера соединила эти типы с понятием социального действия.

Философ был уверен, что под понятие социального действия подпадают осмысленные и сознательные действия людей, производимые с учетом поведения окружающих. Поэтому задача ученого, социолога – понять и выразить смысл такого действия. Так родилась «понимающая социология» Макса Вебера. Однако виды и типы этого действия могут быть разными, как и способы их понимания. Ученый разделил эти виды на четыре категории. Они различаются между собой тем, насколько рациональным и осмысленным является такое действие.

Наименее рациональным является аффективный тип этого действия, хотя он не теряет своей социальности. Он не бессмысленен, но смысл этот часто не осознается самим человеком, поскольку последний действует в основном под влиянием чувств и эмоций. Подобным ему является традиционный тип, когда люди действуют потому, что так привыкли, так заведено, и тоже далеко не всегда понимают смысл своих действий, хотя он в них, безусловно, присутствует. «Понимающая социология» М. Вебера считает оба эти типа действий условно социальными, поскольку социологи могут понять смысл этих действий, а сами индивидуумы – далеко не всегда.

Отличаются от двух вышеперечисленных типов ценностно-рациональное и целерациональное действие. Первое порождено осознанной верой человека в то, что определенные нормы поведения несут в себе ценности, созданные Богом, отвечающие этическим требованиям или канонам эстетики. «Понимающая социология» М. Вебера характеризует этот тип поведения как рациональный, но его рациональность относительна. То есть, человек ведет себя так или иначе, потому что чувствует, что обязан делать это, потому что этого требуют его убеждения или его понятие о человеческом достоинстве, или же, наконец, потому что считает это красивым. Однако часто нормы «должного» поведения считаются абсолютными, а критическое отношение к источнику этих норм или возможные побочные действия не принимаются в расчет.

Наконец, наиболее рациональным «понимающая социология» М. Вебера называет целерациональное действие. Оно заключается в том, что люди четко планируют свое поведение в зависимости от целей, которых хотят достичь и рассчитывают (моделируют) поведение других людей, которого они ожидают. При этом сами цели являются достижимыми, они могут изменяться в зависимости от обстоятельств, а предметы и другие люди воспринимаются или в качестве условий, или в качестве средств при достижении этих целей. Поскольку главным критерием такого поведения является его успешность и эффективность, цели, средства и возможные последствия тщательно взвешиваются. Этот вид поведения легче всего понять.

Конечно, это деление многочисленных разновидностей поведения людей на четыре типа является всего лишь условным и делается для удобства. Оно не отражает всего многообразия действительности и нужно именно для того, чтобы социолог применял для оценки и раскрытия смысла социальных действий и логически-понятийные методы, и искусство психологического «вчувствования», вживания в душевный мир человека, сопереживания ему. Каждый из этих методов или уровней понимания важен по-своему для понимания того сложного процесса, который мы называем общественной жизнью, считал Макс Вебер. Социология, таким образом, вовсе не отворачивается от субъективных переживаний и убеждений человека и учитывает их влияние на его поведение, а также влияние совокупности этих переживаний и убеждений на поведение группы. Кроме того, ученый советовал не забывать о том, что и сами социологи разделяют определенные ценности, движимы чувствами и следуют определенным традициям, что тоже не может не сказаться на результатах их исследований.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *