Источники административного права

48fc6d03

Система и источники административного права отражают комплекс взаимозависимых и взаимосвязанных административно-правовых правил и норм. Они формируют особое информационно-правовое единство, которое призвано обеспечивать регулирование в правовом соответствии управленческих отношений, связанных с деятельностью органов госуправления, исполнительной власти, а также отношений, связанных с управленческой деятельностью, которая реализуется прочими органами госвласти и обслуживающими их аппаратами и другими субъектами, уполномоченными законом.

Система вышеуказанной отрасли включает в свой состав две подсистемы – особенную и общую. Их, в свою очередь, подразделяют на меньшие подсистемы.

В общую часть включены:

  1. Исполнительные органы, органы госуправления.
  2. Административное право в форме правовой, научной отрасли, а также учебной дисциплины.
  3. Методы и формы осуществления госуправления, деятельности исполнительных органов.
  4. Административная юрисдикция.
  5. Правонарушение и ответственность.
  6. Правовые субъекты.
  7. Административный процесс и типы производства.
  8. Дисциплина и законность при осуществлении деятельности госуправления и исполнительных органов.

Особенная часть включает в себя административно-правовое регулирование:

  • в административно-политической сфере;
  • в социально-культурной отрасли;
  • в сфере экономических отношений;
  • в прочих отраслях.

Основным формирующим элементом, обеспечивающим целостность регулирования, считается управленческая природа взаимоотношений, которые образуются в этих областях деятельности госорганов.

Источники административного права – это акты, правовые, нормативные, сформированные в органах госуправления и госвласти. Их правовые свойства могут быть различными. Так, акты могут быть наделены высшим юридическим свойством (законы) или быть подзаконными (акты управления, например).

Источники административного права РФ – это указы, законы, управленческие акты, постановления Правительства и прочие. Среди них законы, обладая высшим юридическим свойством, обеспечивают регулирование наиболее значительных и общих управленческих и прочих правовых отношений. Принятие законов осуществляется законодательными органами государства и его субъектов.

Источники административного права, обладающие высшим юридическим свойством в России, это: Конституция страны, федеральные законы (о чрезвычайном положении, например), федеральные законы конституционного характера (о Правительстве России, например), законы, в том числе и основные, субъектов в РФ и прочие.

Указы, изданные российским Президентом, также обеспечивают регулирование важных вопросов в организации госуправления.

Вопросы охраны порядка, местного управления и прочие вопросы регулируют решения, издаваемые представительными местными органами.

Акты управления, как источники административного права, принимаются высшими органами (Правительством), муниципальными, центральными (ведомства и министерства), а также органами управления в субъектах РФ. Управленческие акты могут быть приняты только в связи с регулированием вопросов управления, распространяясь на вверенные органу учреждения и предприятия, не затрагивая обязанностей и прав граждан. С этой позиции к основным нормативным правовым актам относят кодексы, уставы, правила, положения, акты, не наделенные названными формами.

Уставы, как источники административного права, учреждены и действуют в различных сферах госуправления. Согласно законодательству, такие акты обязаны присутствовать на предприятиях, в учебных заведениях. Устав является документом, закрепляющим структуру организации и компетенцию органов, входящих в нее.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *