Общепринятая структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана имеет общепринятую форму, несмотря на уникальность каждого бизнеса в отдельности. Для полной характеристики бизнес-плана необходимо рассмотреть каждый из пунктов, который требует детальной расшифровки.
Итак, структура комплексного бизнес-плана построена на определенной последовательности общепринятых пунктов. Основной раздел, который должен быть первым – это возможности компании, характеризуемые сжато, и постановка задач в будущем. Сдержание данного раздела должно быть изложено лаконично, просто и четко. Ведь именно этой части бизнес-плана уделяют особое внимание потенциальные инвесторы или партнеры.
Здесь же должна быть размещена информация, которая характеризует фирму и направления ее деятельности. При этом по каждому направлению должны определяться цели, описываться пути их достижения и указываться ответственные лица.
Данный раздел должен отвечать на два основных вопроса:
- Какую выгоду получат инвесторы, вложившие определенную сумму денег в компанию?
- Какие риски возникают для инвесторов при участии в финансировании предприятия?
Структура бизнес-плана должна содержать во втором разделе описание видов товаров или предоставляемых услуг. При этом должно быть четкое разграничение направлений на основные и второстепенные.
К основным направлениям относят: наименование продукции или услуг с подробным их описанием и, желательно, с рисунками или фотографиями. Также указываются: перечень потребностей, для удовлетворения которых предназначаются отображенные в разделе товары или услуги; характеристика спроса; сопоставление цены и качества; где планируется реализация товара или предоставление услуг; достоинства данного товара перед аналогами других компаний; перечень недостатков и пути их преодоления; наличие авторских прав на товар; себестоимость и возможная прибыль.
Структура бизнес-плана не может не содержать раздел, характеризующий рынки сбыта. Этот раздел можно отнести к достаточно серьезной части в данном документе, так как именно изучение существующего рынка сбыта позволяет предпринимателю определить собственную нишу на рынке потребления.
Для этого необходимо отражение ответов на следующие вопросы:
— где располагается потенциальный рынок сбыта?
— какие сегменты данного рынка предпочтительнее?
— какие факторы имеют влияние на спрос на данный товар?
— что сделано для изучения рынков сбыта?
Также в данном разделе необходимо оценить потенциальный ассортимент рынка и реальный объем продаж
Каждая компания, заботившаяся о результатах своей деятельности, создает бизнес-план, структура которого также должна включать, кроме перечисленных выше, и другие разделы:
— Производственный план;
— Оценка конкуренции на рынке сбыта;
— Маркетинговый план;
— Финансовый план;
— Возникновение возможных рисков.
Иногда последние два раздела объединяют в один, так как выполнение финансового плана порой сопряжено с возникновением рисков.
Финансовый план содержит планирование обеспечения деятельности компании финансами с целью эффективного использования имеющихся в наличии денежных средств. В рамках этого раздела должен быть разработан определенный пакет отчетных документов по финансам:
— оперативный план, отображающий взаимодействие компании с целевыми рынками сбыта по каждому товару;
— смета доходов и расходов, которая призвана помочь в определении ожидаемой прибыли и вычислении предположительных расходов от продажи конкретного товара;
— отчет о движении денежных средств (приход и расход во время хозяйственной деятельности);
— балансовый отчет, являющийся итоговым документом любой деятельности предприятия за конкретный период.
Таким образом, в данной статье вкратце охарактеризована структура бизнес-плана и ее роль при осуществлении деятельности компании. Необходимо отметить конфиденциальность данного документа, содержащего уникальные идеи, наработки в маркетинге и т.д. Поэтому его нужно показывать только тем людям, в которых у предприятия есть заинтересованность.