Предмет и задачи психологии. Основные вопросы психологии

48fc6d03

В чем суть психологии? Говоря несколько метафорически, в разработке и усовершенствовании подробной инструкции к человеку и для человека, чтобы он мог эффективно и экологично управлять собой, своей жизнью, своим счастьем. Различают житейскую и научную психологию. Последняя дает более объективные и рациональные знания, позволяющие пребывать в ладу со своей внутренней природой и находить подходящие способы для успешной ее реализации в социуме.

две женщины разговаривают

Житейская психология

Понятие психологии имеет житейский и научный смыслы, и они существенно отличаются. Житейская психология располагает знаниями точечного характера, так как она описывает конкретные ситуации, задачи и конкретных людей. Такие знания очень приблизительны и расплывчаты. Формируются и накапливаются стихийным образом.

Способ их получения — случайный опыт и его субъективная интерпретация причем, как правило, на бессознательном уровне. Знания житейской психологии обычно передаются с большим трудом. По мнению отечественного психолога Гиппенрейтер Ю. Б., извечная проблема «отцов и детей» в том и заключаются, что дети не желают перенимать опыт отцов.

Научная психология

Научная психология основывается на целенаправленных исследованиях и экспериментах, стремится к обобщениям, для чего вводятся и используются специальные термины и понятия. Такие знания вполне рациональные и осознаваемые, к тому же, накапливаются и передаются гораздо легче. В задачи психологии входит их интеграция в повседневную жизнь и деятельность человека. Научная психология располагает обширными, разнообразными и подчас уникальными фактическими материалами, недоступными в полном объеме носителям житейской психологии.

студенты-выпускники

Развитие научной психологии

В 1879 году произошло выделение психологии, прежде являвшейся разделом философии, в самостоятельное направление науки. Именно в тот год В. Вундтом была открыта первая психологическая экспериментальная лаборатория. Так из науки теоретическая психология развилась в экспериментальную.

Чем занимается психология как наука? Изучает психику и психические явления человека. Развитие научной психологии происходило в несколько этапов, на каждом из которых ее определяли по-разному:

  1. Наука о душе, наличием которой пытались объяснить любые непонятные явления в жизни отдельного человека.
  2. Наука о сознании, под которым понимали способность мыслить, желать, чувствовать. Основным методом изучения являлась интроспекция.
  3. Наука о поведении. Задачи психологии — проводить эксперименты и наблюдать видимые проявления человека: реакции, поступки, поведение.
  4. Наука об объективных закономерностях, проявлениях и механизмах психики.

Постепенно предмет и структура психологии претерпевали эволюционные трансформации. Область, изучаемая психологией, расширялась и стала включать в себя, помимо осознаваемых, еще и неосознаваемые явления.

волны и мозг

Предмет

На сегодня предмет изучения психологии — это психика, психические явления человека и психические явления в коллективах и группах. В рамках общей психологии, изучающей наиболее общие закономерности на основе обобщения теоретических и экспериментальных психологических исследований, описываются психические процессы: ощущение, внимание, восприятие, воображение, представление, мышление, память, речь, эмоции, воля, а также психические состояния и свойства личности.

к методам исследования

Задачи

Как и любая другая наука, психология решает ряд уникальных и специфических задач. Исходя из определения предмета выделяют следующие задачи психологии:

  1. Исследование психических явлений.
  2. Исследование закономерностей их формирования и развития.
  3. Исследование физиологических процессов, обуславливающих психические явления.
  4. Внедрение психологических знаний в жизнедеятельность людей.

Решение задач психологии позволяет выявить способы правильного овладения практическими инструментами для формирования и развития психических процессов, состояний и свойств личности, а также разработать научные и практические методики по воспитанию и обучению, рационализации трудовых процессов и взаимодействия людей в различных видах деятельности.

глаз стекло многогранник

Методология

Методы научных исследований представляют собой приемы и средства, помогающие получать сведения, нужные для построения научной теории и составления практических рекомендаций. Развитие науки любой отрасли напрямую зависит от совершенства, надежности и валидности используемых ею методов. Все это справедливо и по отношению к психологии.

Она изучает явления сложные, многообразные и весьма трудные для научного познания. Поэтому ее успехи на протяжении всего периода развития самым непосредственным образом находились в зависимости от качества используемых методик исследования.

Поскольку психология — наука относительно молодая, то довольно часто опирается на методы либо более «взрослых» наук, таких как философия, история, физика, биология, математика, медицина, физиология, либо прибегает к методам более современных — информатики и кибернетики. В то же время, любой самостоятельной науке присущи свойственные только ей методы, такие есть и у психологии. Все методы общей психологии можно разделить на три группы:

  1. Субъективные: различные виды наблюдения — стандартное, свободное, внешнее, включенное, самонаблюдение; опросы — устные, письменные, свободные, стандартные; два вида тестов — тесты-задания и тесты-опросники;
  2. Объективные: тесты — проективные и объективные; эксперименты — естественные и лабораторные;
  3. Моделирование: логическое, техническое, математическое, кибернетическое.

Также существуют и другие методы исследования психических явлений, такие как беседа — как один из вариантов опроса, предполагающий большую свободу проведения процедуры, или метод изучения документов, анализа деятельности человека. Для повышения эффективности изучения психических явлений рекомендуется комплексное применение различных методов.

девушка и днк

Отрасли научной психологии

В современной психологии выделяется целый ряд развивающихся относительно самостоятельных направлений — отраслей. Их принято разделять на фундаментальные и прикладные. К первым относят те, которые изучают основные вопросы психологии и составляют некий базис, объединяющий все ее отрасли, такие как:

  • зоопсихология;
  • сравнительная психология;
  • дифференциальная психология;
  • общая психология;
  • психология личности;
  • возрастная психология;
  • нейропсихология;
  • психогенетика;
  • психофизиология;
  • психология аномального развития;
  • социальная психология;
  • трансперсональная психология.

К прикладным отраслям психологической науки относят те, которые имеют практическое применение в жизнедеятельности человека, такие как:

  • медицинская психология;
  • педагогическая психология;
  • экономическая психология;
  • политическая психология;
  • юридическая психология;
  • психология семьи;
  • психология искусства;
  • психология труда;
  • психология спорта;
  • психология религии.

Кедров Б. М. в своей классификации наук отводит психологии центральное место. Он рассматривает ее с одной стороны, в качестве продукта других наук, с другой — в качестве возможного источника объяснения их формирования и развития.

4 фото в одном

Возрастная психология

Знакомство с возрастной психологией весьма интересно тем, что в ней психологические кризисы рассматриваются как необходимые этапы для перехода на новый виток развития, и на ряду с этим описываются естественные пути их преодоления. В целом она занимается изучением закономерностей развития человека и возрастной динамики его психики. Согласно Шаповаленко И. В., основные задачи возрастной психологии следующие:

  • Исследовать возрастное развитие личности с учетом исторической ситуции.
  • Изучить закономерности и особенности протекания психических процессов в разных возрастных периодах.
  • Установить возрастные возможности, особенности, закономерности усвоения знаний и осуществления разного рода деятельности.
  • Изучить движущие силы, их источники и механизмы психического развития человека на протяжении всей его жизни.
  • Определить возрастные нормы развития психических функций, выявить психологические ресурсы и творческий потенциал человека.
  • Составить наиболее точную периодизацию психического развития.
  • Создать методы возрастной и клинической диагностики.
  • Содействовать созданию служб для обеспечения систематического контроля за состоянием психического здоровья в процессе развития детей.
  • Разработать программы по психологическому сопровождению и оказанию помощи людям в кризисные периоды их жизни.
  • Разработать наиболее оптимальную организацию учебно-образовательных процессов для представителей любых возрастных категорий.

На сегодня существует множество возрастных периодизаций, например, зарубежных авторов — З. Фрейда, К. Юнга, К. Хорни, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Д. Бромлей, и отечественных — Выготского Л. С., Эльконина Д. Б., Божович Л. И., Лисина М. И., Леонтьева А. Н. Решению задач возрастной психологии уделяется достаточно много внимания, поскольку она выявляет пути гармоничного и всестороннего развития человека.

Научная психология, благодаря широкой отраслевой сети, содержит колоссальный объем знаний о личности человека и о том, как эти знания приложить к различным сферам его жизнедеятельности. Они только и ждут, чтобы им воспользовались, как инструкцией по улучшению качества жизни каждого человека.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *