Внутрифирменное планирование на предприятии
Внутрифирменное планирование на предприятии позволяет субъекту хозяйствования решать определенные вопросы:
— наличие финансовых ресурсов в распоряжении предприятия;
— источники формирования этих финансовых ресурсов;
— необходимое количество средств для осуществления поставленных задач;
— возможные перечисления: суммы налогов, уплаченных в бюджет; по кредитным обязательствам банкам и т.п.;
— рациональное распределение прибыли предприятия;
— обеспечение адекватности запланированных доходов и расходов субъекта хозяйствования на основе самофинансирования и самоокупаемости.
Организация внутрифирменного планирования построена на обеспечении грамотного управления финансами как для получения прибыли предприятием, так и постепенного расширения объемов хозяйственной деятельности в соответствии с действующими экономическими процессами в государстве.
Внутрифирменное планирование можно разделить на две составляющие: финансовое планирование и планирование производственной деятельности. При этом первое охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия, а второе – базируется на планах объемов реализации и производства, ассортименте товаров, услуг, а также себестоимости продукции.
Необходимость в создании планов субъекта хозяйствования вытекает из достаточно большой численности конкурентов, различных форм управления, структуры предприятия, связей с поставщиками и покупателями. Нельзя не упомянуть и о требованиях научно-технического прогресса, благодаря развитию которого предприятию нужно быстро осваивать и применять достижения науки и техники.
Внутрифирменное планирование развивается с учетом усиления тенденции к централизации управления предприятием и должно увязываться с деятельностью всех структурных подразделений, деятельность которых должна быть направлена на основные стратегии субъекта хозяйствования.
Исходя из указанного выше, внутрифирменное планирование может охватывать текущее и перспективное планирование с использованием такого инструмента, как прогнозирование.
Основные принципы планирования построены на характере и содержании данного вида управления, а именно:
— финансовое соотношение сроков использования денежных средств, их поступление и использование должно осуществляться в строго установленные сроки;
— платежеспособность представлена обеспечением предприятия достаточным количеством ликвидных средств для обеспечения погашения краткосрочных обязательств;
— адаптация к потребностям рынка предусматривает постоянный мониторинг конъюктуры рынка и зависимость предприятия от взятых кредитов;
— максимальная рентабельность, для обеспечения которой необходимо делать только те капиталовложения, которые способны обеспечить высокий результат этого принципа.
Внутрифирменное планирование осуществляется с использованием определенных методов, предусматривающих четкие способы расчетов планов. Основными методами формирования планов являются: нормативный, балансовый, метод оптимизации расчетов с использованием аналитики, а также экономико-математическое моделирование.
Что касается планирования производства, то здесь в качестве решающего фактора является эффективное ведение хозяйства при условии его интенсификации и основывается на экономических законах. Необходимость такого планирования обусловлена наличием собственных средств предприятия и возможности их дополнительного приобретения, а также уровнем высокой концентрации производства.
Рассмотрение внутрифирменного планирования в качестве функции управления предприятия предусматривает определение главных направлений деятельности субъекта и дальнейшего развития его деятельности с учетом, материальных, финансовых и прочих источников.