Теории международной торговли и их содержание
Теории международной торговли прошли определенный процесс развития. Главными вопросами, на который они пытались дать ответы, были «в чем причина разделения труда между государствами» и «по какому принципу выбирается наиболее эффективная международная специализация».
Классические теории международной торговли
Теория сравнительного преимущества
Первые теории были заложены основателями классической экономической теории Смитом и Рикардо в XVIII – начале XIX века.
Так, Смитом была заложена основа теории, согласно которой, причина развития международной торговли состоит в выгоде, которую могут получить импортеры и экспортеры от обмена своих товаров. Им же была разработана теория «абсолютного преимущества»: страна имеет это преимущество, если у нее имеется товар, который она, опираясь на собственные ресурсы, может производить на единицу больше, чем другая. Такие преимущества могут быть естественными (климат, плодородность почвы, природные ресурсы) и приобретенными (технологии, оборудование и т.д.).
Выгода, которую получит страна от международной торговли, будет состоять в приросте потребления, который произойдет за счет изменения его структуры и специализации.
Теория сравнительных издержек Риккардо, развитая и дополненная Хаберлером
В ней рассматриваются 2 страны, производящие 2 вида товара. Для каждой страны строится кривая производственных возможностей, которая наглядно показывает, производство какого вида товара для каждой страны выгодней. Данная теория является упрощенной, она показывает только 2 страны и 2 товара, исходит из условия неограниченной торговли и мобильности труда внутри страны, а также из наличия постоянных производственных затрат, отсутствия транспортных издержек и технического изменения. Именно поэтому теория считается довольно наглядной, но не слишком пригодной для отражения реальных условий экономики.
Теория Хекшера-Олина
Эта теория, созданная в ХХ веке, была призвана отразить особенности торговли, основанной в большей степени на обмене промышленными товарами (из-за этого значительно снизилась зависимость торговли стран от их естественных ресурсов). Согласно их теории международной торговли различия издержек, которые несут страны при изготовлении продукции, объясняются тем, что:
- в производстве разной продукции факторы используют в разных соотношениях;
- страны очень по-разному обеспечены нужными факторами производства;
Отсюда вытекает закон пропорциональности факторов, который звучит следующим образом: при свободной торговле каждое государство желает специализироваться на производстве того товара, который требует наличия тех факторов производства, которыми она хорошо наделена. Международная торговля, по сути, является обменом тех факторов, которые находятся в избытке на более редкие для этой страны.
Парадокс Леонтьева
В конце 40-х годов XX века экономист Леонтьев при эмпирической проверке выводов предыдущей теории на основе данных американской экономики пришел к неожиданному парадоксальному результату: в США экспортировалась преимущественно трудозатратная продукция, тогда как импортировалась капиталоемкая. Это противоречило теории международной торговли Хекшера-Олина, так как в США капитал, напротив, считался намного более изобильным фактором, нежели трудовые затраты. Леонтьев предположил, что в любом сочетании с данным количеством капитальных ресурсов 1человеко-год труда американца равен 3 человеко-годам труда иностранных граждан, что было связано с более высоким квалификационным уровнем американских работников. Согласно статистике, собранной им, США вывозили товары, производство которых требовало более квалифицированной рабочей силы, нежели импортные. На базе этого исследования в 1956 году была создана модель, в которая учитывались 3 фактора: квалифицированный труд, низкоквалифицированный труд и капитал.
Современные теории международной торговли
Данные теории пытаются объяснить особенности международной торговли в современном мире, которые уже не подчиняются логике классической теории международной торговли. Это происходит из-за того, что научно-технический прогресс занимает все большее место в экономике, возрастает объем встречных поставок товаров, сходных по качеству.
Теория жизненного цикла товара
Этап жизни товара – это период, во время которого он имеет ценность на рынке и пользуется спросом. Этапы жизни товара — это внедрение товара, его рост, зрелость (пик продаж) и упадок. Когда товар перестает удовлетворять потребности своего рынка, он начинает вывозиться в менее развитые страны.
Теория эффекта масштаба
Основная суть этого эффекта в том, что при особой технологии и уровне организации производства средние долговременные издержки будут сокращаться по мере роста объема выпуска товара, осуществляя экономию. Излишне произведенный товар выгодно продавать в другие страны.