Сущность права и основные теории о его содержании

48fc6d03

Хотя сущность права является достаточно серьезной и сложной темой, ее объяснение и понимание чрезвычайно важно и необходимо для постижения самой сути юридической науки. В научном обиходе существует множество различных трактовок и теорий, определяющих основные категории, на которых зиждется право. Эти теории как взаимно противоречат, так и дополняют друг друга.

В советской науке наиболее распространенной была теория позитивного права, которая преимущественно выделяет те нормы права, которые создаются государством и поддерживают его функционирование. Сущность права эта теория видит в установленных государством и, как правило, закрепленных в письменных законах, юридических нормах и положениях. Даже если эти издаваемые государством нормативные акты представляются несправедливыми и античеловеческими, они все равно представляют собою право, которому надо следовать. Огромную популярность эта теория приобрела в 19 – первой половине 20 века, но в настоящее время с ней успешно конкурируют другие теории.

С точки зрения сторонников естественного права, которое получило наибольшее обоснование в 17-18 веках, хотя корни этой теории уходят в эпоху античности, сущность права состоит в том, что оно возникает из естественных, врожденных свойств человеческой природы. Источником права в этой концепции является Теория естественного права. Наиболее видными ее представителями являются абсолютные принципы, которые «выходят наружу» через человеческое сознание и проявляются в убеждениях о том, что такое справедливость, свобода, равенство. Эти убеждения кодифицируются в качестве взаимозависимых и универсальных естественных прав, которые свойственны человеку по самой его природе, и которые никто не может у него отнять, в том числе и государство. Эта теория, одним из создателей которой является известный нидерландский юрист Гуго Гроций, легла в основу теории прав человека. Эта теория исторически является самой ранней.

Те, кто разделяет концепцию права естественного, вовсе не отрицают существования права позитивного, но сущность и содержание права они основывают не на воле и потребностях государства, а на защите индивидуума. Поэтому они считают, что позитивное право, нарушающее естественные права, даже закрепленное законодательно, по сути дела правом не является. Государство только тогда может считать созданные им законы по-настоящему правовыми, если при их написании и кодификации учитывались критерии естественного права. Поэтому в данной концепции очень важно сущностное различие между правом и законодательством. Если последнее не подпадает под положения естественного права, государство не может считаться правовым.

Школа права, основанная на историческом подходе, критиковала теорию естественного права, возникнув в одно время с ней. Она зародилась в Германии. Ее представители считали, что мораль и ценности в обществе складываются исторически, и никаких абсолютных моральных требований не существует. Это доказывается тем, что в различное время в разных государствах и регионах часто встречались совершенно противоположные системы морали и понятий общественного блага. Однако  складывание и развитие общества привели к образованию определенных практических общественных норм и обычаев, соблюдение которых облегчает жизнь и приводит к стабильности. Когда люди замечали и выделяли такие нормы, они закрепляли их определенными договорами, соблюдение которых требовалось от всех. Потому сущность права – это локальные и национальные обычаи, приобретшие форму писаных договоров и законов. Государство при таком подходе имеет функцию вспомогательной институции, которая только упорядочивает обычаи.

В современной юридической науке в данное время очень распространена основная теория естественного права, особенно в сфере, затрагивающей международные отношения и права человека, хотя многие элементы исторического подхода тоже используются как валидные. Появилось также множество других теорий, дополняющих главные – нормативная, предлагающая исследовать «чистое» право как некоей иерархической эманации нормы долженствования, вне общественного и исторического контекста; социологическая, которая ищет содержание права во взаимоотношениях различных социальных групп и объединений; психологическая, которая концентрируется на правовых эмоциях субъекта или групп людей как источнике неофициального права, и так далее. Фактически, разница между всеми этими подходами состоит в том, что каждый из них определяет как сущность права установленные государством нормы поведения, отношения между людьми, складывающиеся исторически, или же правовое сознание, основанное на общечеловеческих ценностях.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *