Этапы развития психологии как науки с античных времен до наших дней
По сравнению с прародительницей психологии философией, история ее становления и развития как науки невелика. Однако до оформления психологии в самостоятельную отрасль научного знания прошло много веков, на протяжении которых формировались знания и представления о душе человека – таком «зыбком», «неясном» и неопределенном, но таком всеобъемлющем предмете, изучению которого и посвятила себя психология. Таким образом, основные этапы развития психологии можно разделить на донаучный, возникший в античные времена, философский – очень длительный, когда на протяжении многих веков собирались и формировались в определенные теории представления и наблюдения ученых-мудрецов о человеке и его «внутреннем мире», и научный, который начинается с середины XIX века, когда стали проводиться первые экспериментальные исследования в данной области.
Исторические этапы развития психологии начинаются в античные времена. Понять природу человека пытались еще древние философы. Они были убеждены в существовании некоей субстанции, отвечающей за его поведение. Материалисты представляли душу в виде физического тела, состоящего из мельчайших атомов, идеалисты полагали, что душа нематериальна, некая эфемерная субстанция, обитающая независимо от тела человека и заключающая в себе высший разум. Великий философ Аристотель не отделял душу или «психе» от тела, он считал, что она располагается в сердце человека, накапливает в себе знания о Вселенной и благодаря этому помогает человеку реализовать себя в жизни.
Проблема души порождала бесконечные дискуссии и в период средневековья. Богословы отвергали философские учения о душе и естественно научные изыскания, полагая, что всем на земле и человеческим разумом в частности управляет высшее божественное существо. Схоласты же пытались соединить богословские учения с теорией Аристотеля и объяснить земные процессы с точки зрения человеческого разума, «озаренного» божественной верой.
Очередные этапы развития психологии уже как науки о сознании начинаются с XVII века и связаны они с теорией Декарта, создавшего механистическую модель поведения. Согласно ей душа, расположенная в мозгу и составляющая его сущность, вытекает по двигательным нервам в мышцы, что позволяет двигаться конечностям и совершать те или иные действия. Кроме того, душа позволяет человеку управлять своими поступками, что отличает его от животного. Эта дуалистическая теория, показывающая существование души, управляющей телом с помощью механической модели, несмотря на развитие знаний в анатомии и физиологии человека, долгое время была ведущей и стала отправной точкой для становления позднейших психологических теорий.
Этапы развития психологии в XVII веке связаны с быстрым ростом естественных наук. Химия, физика, затем в XVIII веке физиология, позволившая приблизиться к пониманию того, как происходит передача информации в организме человека, внесли свой вклад в становление и формирование научной психологии. Наконец, в XIX веке появляется социология и первые экспериментальные лаборатории, позволяющие наблюдать за реакциями и поступками человека. Начиная с этого времени формируются новые этапы развития психологии уже как науки о поведении. Начало этому положил немецкий ученый В. Вундт, открывший в 1879 году первую лабораторию по изучению содержания и структуры сознания. Позднее подобная лаборатория была организована и в России ученым-естествоиспытателем В. М. Бехтеревым.
Современная психология начинает свое развитие в ХХ столетии как совокупность различных отраслей знания, включающих научные направления и дисциплины, изучающие многообразные объективные проявления психики и ее механизмы. Начиная с середины ХХ столетия и до наших дней этапы развития психологии – это возникновение и развитие множества направлений и школ (бихевиоризм, когнитивная, аналитическая, гуманистическая психология и т.д.), имеющих собственные представления о человеке и механизмах его поведения, часто противоречащие друг другу. Однако по мере углубления психологических знаний противоречия между различными направлениями сглаживаются, возникает эклектический подход, выбирающий из существующих теорий те концепции, которые в большей мере помогают разобраться в тех или иных явлениях и выработать эффективные механизмы помощи человеку в улучшении и гармонизации его жизни.